Коррекция заикания

лечение заикания Заикание (логоневроз) – сложное речевое расстройство, механизмы которого до конца не раскрыты. У специалистов нет единства во взглядах на причины и сущность заикания. Заикание (логоневроз) остается одним из самых непонятных и трудноустранимых нарушений речи.

Традиционно заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешние проявления заикания описаны достаточно подробно и непротиворечиво. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Некоторые заикающиеся, пытаясь преодолеть запинки в речи, помогают себе, совершая различные сопутствующие движения. В начале эти движения как будто бы действительно облегчают речь, но очень быстро становятся насильственными, делают заикание еще более тяжелым.

Это заболевание, проявления которого непостоянны. Обычно они сопровождаются другими нарушениями, имеющими невротический характер. При этом сам логоневроз проявляется лишь в стрессовых ситуациях, когда больному психологически трудно общаться (в процессе важного выступления, на экзамене, в ситуации конфликта и прочее).

Под детским логоневрозом понимается, прежде всего, заикание. Обычно оно развивается в период формирования речевой функции в возрасте от 3 до 5 лет.

заиколог в ВоронежеУважаемые родители! Если ваш ребенок начал заикаться – примите срочные меры!

Если логоневроз не исчезает и усиливается, то велика вероятность того, что он может привести к тяжелой форме заикания и психологическим последствиям на всю жизнь. Особенно тяжело дети переживают этот недуг в подростковом возрасте, когда подросток, чтобы избежать насмешек со стороны окружающих сверстников, начинает избегать общения и случаев, когда требуется изложить информацию устно. При тяжелой стадии логоневроза ребенок начинает бояться произносить слова и звуки, отказывается говорить и выступать на публике, у него формируется состояние неполноценности. Запинки в речи становятся более явными во время выступления перед аудиторией, при разговоре с незнакомыми людьми, перед важным собеседованием и в других ситуациях, вызывающих психологическое давление. Стресс, который испытывает человек, страдающий логоневрозом, приводит к еще большему ухудшению состояния речи, и, как следствие, к изменениям личности – появляется молчаливость, замкнутость, депрессия.

У логоневроза есть она особенность – он, как инвалидность, ограничивает человека во многих аспектах жизни.

Учитывая то, к каким негативным последствиям в будущем может привести заикание, предотвращение и лечение логоневроза должно осуществляться как можно раньше. Успешность лечения будет напрямую зависеть от времени его начала. Если обратиться к специалистам при первых проявлениях данного речевого расстройства, то предотвратить и избавиться от него будет намного легче и более безболезненно. Существует специальный вид помощи при заикании, возникшем от недели до 5-6 месяцев – скорая помощь. Цель программы — скорректировать речь малыша и предотвратить переход заикания в устойчивое патологическое состояние, а также научить родителей взаимодействовать с заикающимся ребенком. Чаще всего такой вид помощи оказывается очень эффективным и заикание проходит бесследно.

Если же заикание возникло давно, то самым эффективным методом его лечения признан метод профессора Лилии Зиновьевны Андроновой-Арутюнян.

Ключевым моментом данного метода является постановка речи с нулевым заиканием, синхронизируя речь с движениями пальцев рук. Рука не отвлекает человека от акта речи, а своими последовательно организованными движениями запускает речь, устраняя спазматические задержки, определяет темп, ритм речи и даже помогает восстановить нарушенную у заикающихся интонацию. Благодаря руке новая речь становится как бы источником спокойствия.

Работа с дошкольниками (от 5 лет) и младшими школьниками проводится индивидуально или в мини-группах из 2-х человек. Дети учатся говорить медленно, плавно, без запинок и повторения звуков или слогов. На первом этапе они сопровождают речь движениями пальцев правой (для левшей — левой) руки, а на втором — отказываются от поддерживающих движений и постепенно переходят к естественной интонированной речи. В процесс вовлечены родители и все взрослые члены семьи, которые должны придерживаться определенных правил поведения с заикающимся ребенком.развитие речи ребенка

Лечение логоневроза у подростков осуществляется в небольшой группе в присутствии одного из родителей или членов семьи. Во время основного курса подростки приобретают навыки плавной речи, которая синхронизируется с движениями пальцев ведущей руки. Поддерживающие курсы обучают говорить свободно, отказаться от сопровождающих движений руки. По окончанию занятий подростки легко общаются в естественном темпе, избавляются от чувства тревоги и страха перед устной речью.