Зачем нужно ползать или азбука гармоничного развития.

Сейчас всё реже и реже можно встретить детей, у которых в младенчестве двигательное развитие проходит в правильной последовательности. Если ребёнок развиваетсяправильно, то пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов, это позволяет ребёнку без искажений воспринимать пространственную сферу.

zachem_polzat

В норме двигательное развитие должно быть таким.

1. Рождение ребёнка. Ребёнок проходит родовые пути.

2. Ребёнок лежит на спине.

3. Поворачивается на один бок, на другой, на живот.

4. Ползает по-пластунски.

5. Поднимает руки, упирается.

6. Поднимает голову и охватывает пространство.

7. Садится.

8. Ползает на четвереньках.

9. Встаёт, сначала с помощью рук, потом без них.

10. Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Мало, кто из родителей уделяет должное внимание, этапам двигательного развития, недооценивая важность и ценность этого периода. А ведь именно в первый год закладываются основные процессы развития головного мозга.

Ребёнок осваивает пространство, сначала пространство собственного тела – ползает, двигается. И не только «право-лево, верх-низ», а пространство, как ту среду, которая его окружает. Лёжа на спине, ребёнок видит потолок. Глазами может оценивать горизонталь. Лежит на животе и, поднимая (опуская) взгляд вверх — вниз способен оценивать вертикаль. При этом голова теперь совершает движения изолированно от тела, а не вместе с ним.

Когда ребенок садится, руки у него теперь свободны, и он начинает манипулировать предметами. И далее прорыв в освоении пространства — перевороты вокруг своей оси через постепенное вставание на четвереньки к долгожданному перемещению.

Ползание, помимо общей стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движений) также способствует улучшению межполушарного взаимодействия — ведь оно требует согласованного движения перекрестных рук и ног (правая рука — левая нога), которые регулируются противоположными полушариями. Это способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.

Также совершенствуется зрительное восприятие — у ребёнка появляется необходимость использовать одновременно оба глаза, и он начинает сводить их вместе. Если же пропустить этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от проприорецепторов, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела). Таким образом, последовательно формируются представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, и их соотношений между собой. А значит, также формируется возможность обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций — пространственно-временных, причинно-следственных.

Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Так что благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка. Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме (ребенок пишет буквы в их зеркальном отражении). У него будет грязь в тетрадках, плохой почерк. Многие дети, имеющие дизлексию и дисграфию, пропустили стадию ползания.

Если развитие ребёнка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено, что, мы и наблюдаем, к сожалению, у большинства наших детей. Начинается это искажение на самом раннем этапе, этапе рождения. А у некоторых детей и внутриутробно. Целые схемы, которые должны были запуститься, не запускаются. Ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Потом через очень короткое время встал. Мало поползал и по-пластунски, и на четвереньках. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует. Родители радуются, как он всё быстро делает. А у ребёнка при этом имеется тоническое напряжение – гипер- или гипотонус, он ходит на мысочках. Ребёнок всё время стремится сбросить это напряжение, но оно сохраняется у него до 8, 9 и даже до 12 лет. А в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок очень травматичен.При копировании специально разработанных геометрических фигур, ребёнок также странным образом всё искажает. Некоторые рисунки даже невозможно узнать. Например, он может переворачивать рисунок на 90 градусов. Эта же фигура может быть перевёрнута и на 180 градусов. Могут быть слепки из частей фигуры, фрагментарность так называемая хаотичность восприятия. Ребенком может игнорироваться левая сторона поля, часты структурно-топологические ошибки. И если ребёнок так воспринимает, так считывает окружающий мир, так его «видит», то он такой мир искажает. Поэтому у такого ребёнка могут быть, например, дисграфии — в 6 -7 лет он пишет → «б», «д», «р» – не в ту сторону. Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно предполагать какие проблемы его ждут дальше.

И если на это не обращать внимания, возникает целый ряд феноменов. Искажается двигательная сфера — искажается и речевое развитие (речь очень тесно связана с движением — наш мозг устроен таким образом, что речевые и двигательные зоны находятся рядом). Поэтому логопеды очень много работают с пальчиковой гимнастикой так как через движение идёт воздействие и на речевые зоны. Если двигательное развитие искажено, ребёнок может не говорить до 3-х лет, или говорить односложные слова, фразовой речи у него нет. Может быть дизартрия (ребёнок не произносит и половины звуков, говорит непонятно, невнятно — «каша во рту»), что уже нехарактерно для его биологического возраста. Таким образом, можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое.

Если у ребёнка двигательная сфера и речевая сфера дефицитарны, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. А если ребёнок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения со сверстниками, с родителями. Если ребёнок слабый, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и ребёнок может стать капризным, и плаксивым. Проблемы будут нарастать, и уже к 9 – 10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.

И последнее, нельзя недооценивать роль полноценного питания, ведь именно от его качества зависит скорость протекания тех или иных процессов, стимуляция роста и развития всего организма. И, удивительно, но если в первый год жизни мамы очень трепетно к этому процессу относятся, то когда ребенку исполняется 2-3 года, в повседневный рацион включается  различного рода фаст -фуды, Е добавки, газированные напитки и прочая «пищевая химия». Организм тратит  свои силы и собственные микроэлементы, такие как, кальций, магний, калий и натрий, чтобы привести эти «продукты» в приемлемую для организма форму, а ведь эта та самая энергия, которая могла бы пойти для роста и интенсивного развития Вашего малыша!

Многие особенности развития ребёнка можно исправить, восстановив заново развитие его двигательных функций. И чем раньше начнется работа по реабилитации, тем прочнее и быстрее будет положительный результат.

Нейропсихологическая коррекция оказывает общее положительное воздействие на развитие любого ребенка — улучшается эмоциональное состояние, повышается самооценка и уверенность в себе, ребенок становится более спокойным, усидчивым и внимательным, за счет телесного блока упражнений улучшается иммунитет, моторика, ловкость.

Цель наших занятий:

-развитие высших психических функций;

— функциональная активация подкорковых образований мозга;

— обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;

— стабилизация межполушарного взаимодействия;

— обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной, кинестетической, динамической, зрительной, слуховой);

— обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.

 
Нейропсихолог МЦ «Здоровый ребенок»
Киреева Е.И.
Тренер групп по нейропсихологии
Фалеева Ю.И.
(данная статья была написана с использованием материалов Семенович А. В.)