Школьная дезадаптация

Опыт работы специалистов центра «Здоровый ребенок» по целенаправленному многофункциональному подходу в решении проблем школьной дезадаптации у младших школьников.

 Кислицына Е.В., Пономарева Т.В., Киреева Е.И., Фалеева Ю.И.  г. Воронеж.

 

Дошкольная жизнь ребенка с  гиперактивностью,  минимальными мозговыми расстройствами может протекать вполне благополучно. Но ситуация резко меняется с момента поступления в школу. С первого дня повышенные требования предъявляются к тем свойствам, которые изначально нарушены. Недостаток внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость, слабость самоуправления начинают играть роковую роль в  их судьбе. По мнению Буториной Н.Е., среди детей, обучающихся в 1-2 классах общеобразовательных школ, около 30% обнаруживали признаки академической неуспеваемости и нарушений социального функционирования, что объединяется термином  школьная дезадаптация (ШД).

По данным Шац И.К. и Н.Н Заваденко (2003 год) более половины случаев школьной дезадаптации  обусловлены СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и сборной группой различных патологических состояний, основными проявлениями которых были: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузная неврологическая  микросимптоматика, умеренные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, нарушение поведения, несформированность навыка интеллектуальной деятельности (навыка реализации интеллекта).  Второй по распространенности причин ШД являлись неврозы и невротические реакции (27%).  11,2 %  составили умственная отсталость и  аффективные расстройства. Небольшой процент пришелся на неврологические заболевания (ЧМТ, нейросенсорная тугоухость, эпилепсия, ДЦП).

Таким образом, можно выделить 3 группы этиологических факторов ШД: биологические, психологические (аномальные типы семейного воспитания, несоответствие когнитивных стилей ученика и учителя), социальные (жесткость социальных стандартов поведения ученика в школе, перегруженность школьной программы и тд).

Как правило, первый специалист, к которому обращаются  дошкольники и младшие школьники с подобными жалобами —  это детский невролог. В условиях центра «Здоровый ребенок» разработан алгоритм помощи данной категории пациентов.

Если в этиологии ШД имеет место биологический фактор (перенесенная перинатальная патология, ЧМТ, нейроинфекции;  текущие неврологические заболевания, астения на фоне соматической, эндокринной или наследственной патологии), то неврологом назначается необходимое обследование (ЭЭГ, МРТ головного мозга, спондилограммы ШОП, УЗДГ БЦС и ТКДГ, осмотр глазного дна и тд).

Для уточнения психологических причин ШД проводится консультация детского психолога. Специалист использует различные диагностические методики, оценивает особенности семейного воспитания, взаимоотношение ребенка с учителем и сверстниками, психологические особенности личности, оценивает психосоматические заболевания.  В зависимости от психологических проблем ребенку и родителям предлагаются коррекционные мероприятия: специальные беседы, работа с семьей, индивидуальные или групповые занятия для детей.

Психокоррекционные группы («Группы общения») формируются на протяжении всего учебного года. За 2013 год было организовано  6 групп.  Общее количество участников группы — не более 10 человек. Курс занятий состоит из 10 встреч продолжительностью 1,5 часа. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Участники включаются в ролевые и деловые игры, рассуждения, дискуссии. Используются техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы коррекции, используется воображение для решения задач общения. При учете результатов у всех детей выявлено снижение уровня тревожности, улучшение поведения,  взаимоотношения со сверстниками и родителями, повышение учебной мотивации.

Увеличение числа неуспевающих детей в последние десятилетия потребовало обратиться к исследованию когнитивных процессов у дошкольников и школьников младших классов. Нарушение школьных навыков, речи, чтения, письма, счета, а на практике и сочетание нескольких нарушений, требует консультации нейропсихолога.

Нейропсихологический метод исследования позволяет дать качественную квалификацию развития высших психических функций и выявить индивидуальные особенности, связанные с их неравномерным развитием у детей. Выраженная неравномерность развития функций, достигая степени парциальных нарушений, может изменять нормальное развитие других психических процессов, приводя в конечном счете к трудностям в обучении и низкой школьной успеваемости.

Консультация нейропсихолога помогает выявить причины отставания или неправомерности развития ребенка с помощью тестовых заданий, показывающих степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Например, в области височной доли левого полушария находятся области, “отвечающие” за звуковой анализ речи. Если в ходе нейропсихологической диагностики, тесты выполняются неправильно, то можно не только диагностировать ее незрелость, но и спрогнозировать появление определенных типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

У большинства обратившихся в центр «Здоровый ребенок» детей наблюдались: повышенная утомляемость, замедленность при выполнении заданий, сниженная работоспособность, недостаточная сформированность межполушарного взаимодействия и слухоречевой памяти, трудности пространственной организации движений и действий, трудности вхождения в задание, недостаточное развитие функций программирования и контроля, квазипространственные трудности, сниженный уровень словесно-логического  мышления и понимание причинно-следственных связей, дети испытывают трудности при выполнении мыслительных операций, не всегда осуществляют самостоятельные логические умозаключения, не могут грамотно составить рассказ по картинке.

Программа нейропсихологического развития  детей  направлена на стимуляцию различных зон головного мозга, развитие творческого начала, формирование основы для успехов в школе и жизни. Детский  нейропсихолог  строит коррекционные занятия исходя из индивидуальных особенностей функционирования головного мозга ребенка.

В программу включены специально подобранные физические упражнения на стимуляцию развития нужных функций головного мозга. Моторное развитие направленно на межполушарное взаимодействие и  произвольную саморегуляцию.  Растяжки  помогают  напряженным мышцам расслабиться, расслабленным прейти в тонус.  Дыхательные упражнения улучшают общий тонус тела и снабжение мозга кислородом. Глазодвигательные упражнения помогают расширению зрительного поля и развивают  координацию системы “глаз – рука”. Рисование сразу двумя руками— одно из самых эффективных упражнений  на развитие межполушарного взаимодействия (письмо будет грамотным и красивым), а пальчиковые упражнения позволяют развить мелкие движения кисти. Язычковые упражнения позволяют развивать мышцы, участвующие в звукопроизношении и звукообразовании.

Эти курсы позволяют восполнить недостающие звенья в развитии, а значит, дают возможность ребенку быть успешным как в обучении, так и в дальнейшей жизни.  Нейросихологом  проводятся групповые занятия с детьми  с периодичностью 1-2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 45- 50 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста, при этом обязательным условием является выполнение ребенком несложных домашних заданий и соблюдением родителями рекомендаций нейропсихолога.  В результате данных занятий у детей улучшается  внимание и память, повышается умственная работоспособность, улучшаются навыки саморегуляции и поведения, улучшаются навыки письма, чтения, математических способностей, снижается утомляемость.

В дальнейшем все данные неврологического обследования и заключения психолога и нейропсихолога поступают к неврологу. При повторной консультации врач назначает соответствующее ситуации медикаментозное лечение.

Далее индивидуальная тактика складывается из целенаправленной работы психологов, педагогов, нейропсихологов, логопедов. Работа должна быть обязательно совместной с возможностью обратной связи.

Выводы о том, что дети с ММД (минимальной мозговой дисфункцией)  или СДВГ не успевают в школе из-за большого объема или слишком высокого уровня сложности общеобразовательной программы, несостоятельны.  Необходимо уточнить проблемы ребенка, оптимизировать режим, формы и методы обучения, организовать медикаментозную поддержку, психологическое сопровождение.

Елена Кислицына