О П Р О С

Детский нейропсихолог

Mother nursing sick child

Нейропсихологией называется раздел психологической науки, которая сосредоточила свое внимание на изучении внимания, мышления, памяти, восприятия, реакций, в том числе эмоциональных, и других процессов. Это сравнительно новое направление уже получило большую популярность в Воронеже по нескольким причинам: эффективно, подходит детям и подросткам, в игровой форме и без лекарств.

 Когда надо обратиться к нейропсихологу?

В плановом порядке к этому специалисту обращаются, как правило, дважды: перед тем как пойти в школу (5-6 лет) и позже, во втором-третьем классе (8-9 лет). Или в таких случаях:

  • есть трудности с обучением, педагоги жалуются на невнимательность и неусидчивость ребенка, на то, что он не может усвоить новый материал, на неровную учебу, причем занятия с репетиторами не дают результата;
  • он плохо читает, у него почерк «как курица лапой», делает глупые ошибки;
  • не может различить понятия «справа» и «слева»;
  • ребенку сложно найти общий язык со сверстниками, он испытывает сложности с адаптацией в детском коллективе;
  • он грызет ногти, качается на стуле, вы замечали другие навязчивые движения и признаки нервозности, бывает тик;
  • проблемы с освоением действий, связанных с координацией движений: ребенок не может научиться кататься на велосипеде или часто спотыкается и падает, его движения неуверены;
  • ребенок не самостоятелен, он не в силах справиться с элементарными действиями вроде завязывания шнурков на ботинках;
  • нагрузка от школьных и внешкольных занятий слишком велика ‒ к обучению в школе добавляются кружок, музыкальная школа и спортивная секция, времени на прогулки и общение с друзьями не остается;
  • вы обратили внимание на нарушения речи;
  • у него время от времени возникают проблемы со сном;
  • ребенка можно назвать обидчивым и ранимым;
  • он метеозависим, его укачивает в транспорте;
  • его часто мучают страхи, он отличается резкими перепадами настроения.

Ребенка также надо показать нейропсихологу, если:

  • у мамы наблюдалась осложненная беременность ‒ токсикоз первой или второй половины беременности, угроза прерывания, много- или маловодие;
  • мама перенесла осложненные роды ‒ стимуляция родовой деятельности; стремительные или зятяжные роды, применяли кесарево сечение;
  • ребенок родился недоношеный или переношеный, маловесный (до 3000 грамм), с гипоксией, обвитием пуповиной, если он перенес энцефалит, менингит или черепно-мозговую травму, наблюдался гипо- или гипертонус мышц.

 Нейропсихологическая диагностика: как это будет?

Как правило, она занимает от 1,5 до 2 часов и делится на две части: беседа с родителями и занятия с ребенком. Что нужно знать родителям об этой процедуре?

  • Мама и папа должны быть готовы к беседе, тем более что специалиста будет интересовать то, что посторонним обычно не рассказывают: как протекали беременность и роды и так далее.
  • Перед тем как прийти на прием к нейропсихологу, ребенка надо покормить и дать хорошо отдохнуть, иначе результаты могут быть недостоверными.
  • Если ребенок пользуется очками или слуховым аппаратом, не забудьте их взять.
  • Процедура тестирования очень похожа на развивающие занятия в школе: надо будет ответить на вопросы, решить тесты, разгадать головоломки.

Возможно, по результатам тестирования вашему ребенку потребуются систематические занятия со специалистом.

 Занятия с нейропсихологом: как они проходят?

Такие занятия состоят из нескольких этапов, часто специалисты рекомендуют также микротоковую рефлексотерапию. Применяются такие двигательные, когнитивные методики и упражнения, дыхательная гимнастика, телесно-ориентированная терапия (по назначению врача).

 Микротоковая рефлексотерапия

Это один из самых эффективных инструментов в арсенале нейропсихолога: сверхмалые импульсы тока, схожие с естественными импульсами нервных клеток, которые через биологически активные точки на поверхности тела достигают проблемной структуры мозга и стимулируют их развитие. Микротоки обладают высокой степенью избирательности стимулирования структур мозга ‒ воздействие происходит именно на те из них, функции которых нарушены. Постоянный ток минимальной силы способствует развитию нервной ткани и созданию новых связей между нервными клетками.

Этот метод лечения может проводиться с 2-месячного возраста. Микрополяризация действует непосредственно на причину развития заболевания, а не на его внешние проявления, а потому лечение безопасно и эффективно.

Преимущества микрополяризации заключаются в следующем:

  • локальность и направленность воздействия ‒ микротоки воздействуют только на пораженные структуры центральной нервной системы, достигают даже глубинных, периферических структур, недоступных другим методам лечения;
  • неинвазивность ‒ лечение не нарушает целостность кожи;
  • нетоксичность ‒ лечение не предполагает применения лекарственных средств;
  • безболезненность ‒ микрополяризацию хорошо переносят дети;
  • не дает побочных действий;
  • может быть и самостоятельным видом лечения и входить в комплексную программу;
  • микрополяризацию можно использовать при повышенной судорожной готовности (спонтанных, навязчивых движениях, подергиваниях). Лечение проводится на фоне приема ранее назначенного противосудорожного препарата, перед лечением необходимо провести и предоставить электроэнцефалограмму (ЭЭГ).

Показаниями для использования микрополяризации у детей и взрослых могут быть:

  • коррекция интеллекта, поведения и эмоционально-волевой сферы у детей 4,5-12 лет (агрессивность, нежелание учиться, отсутствие школьной мотивации);
  • коррекция школьной неуспеваемости и развитие школьно-значимых функций: внимания, памяти, мышления;
  • стимуляция мозга с целью развития памяти, творчества, мышления, а также сознания человека;
  • коррекция детей с задержкой психического развития, нарушений интеллекта, с синдромом Дауна, заиканием, детей с диагнозами СДВГ, ММД, ЗПР, ЗРР, ОНР, ПЭП, РДА (дислексии, дисграфии, дети с гиперактивностью, медлительностью);
  • коррекция детей с детским церебральным параличом;
  • лечение сосудистых заболеваний, нарушений кровотока головного мозга, постинсультная реабилитация;
  • реабилитация после черепно-мозговой травмы;
  • лечение заболеваний периферической нервной системы;
  • реабилитация после перенесенной нейроинфекции;
  • реабилитации после операционного вмешательства на мозг или позвоночник;
  • лечение зрительных и слуховых нарушений;
  • поддержание функции мозга;
  • общее укрепление организма.

Противопоказаниями для этого метода лечения являются индивидуальная непереносимость, простудные и инфекционные заболевания, любые злокачественные новообразования, заболевания крови, хронические заболевания в стадии обострения, проведение профилактических прививок, инородные тела в черепе (например, заменитель костной ткани) или в позвоночнике (например, дистрактор Харрингтона), сердечно-сосудистые заболевания (в том числе гипертония или атеросклероз сосудов мозга), повреждения кожи на голове.

В ходе лечебных сеансов отмечается нормализация мышечного тонуса, устранение гиперкинезов (навязчивых, внезапно возникающих непроизвольных движений), увеличивается объем двигательной активности и приобретаются новые двигательные навыки, снижается выраженность порочных поз, улучшается опора. Кроме того, наблюдается снижение агрессивности, страха, улучшение настроения, повышается интерес к окружающему, появляется контактность, нормализуется сон.

Микротоковая рефлексотерапия ‒ это:

  • снижение оперативного вмешательства после инсульта в 1,9 раза;
  • ускорение коррекции речевых нарушений в 2-3 раза;
  • ускорение реабилитации после инсульта в 3 раза;
  • повышение остроты зрения у больных в 2-3 раза;
  • при нейросенсорной тугоухости снижение порога тональности на 10-20 Дб.

Наибольший эффект применения микротоковой рефлексотерапии достигается при комплексной программе реабилитации, включающей помощь невролога, нейропсихолога, рефлексо- и физиотерапию, остеопатию, массаж и нейрогимнастику.

Таким образом, консультация нейропсихолога Медицинского центра «Здоровый ребёнок» поможет вашему ребенку лучше учиться и активнее общаться со сверстниками, а в случае действительно серьезных проблем ‒ добиться устойчивой ремиссии заболевания.