О П Р О С

Вот и пролетело лето…

Как одно мгновение. Начался новый учебный год. Для кого-то это стало радостным событием, а кто-то пошел в школу «по приговору». И уже сегодня, в первые дни сентября, стали поступать звонки и письма от родителей  учеников. Про старшеклассников отдельная тема, постараюсь позже написать. А сегодня хочется немного поговорить о маленьких «учениках-младшеклассниках».

Ко мне часто обращаются мамы детей, которые не посещали дошкольное учреждение, сидели с бабушками дома, чтобы не болел. При этом дети в большинстве своем посещали развивающие занятия в частных центрах. И удивление родителей, что их ребенок трудно приспосабливается к большому коллективу. Не выполняет задания учителя, отвлекается. А надо заметить, что в классах современной школы сейчас по 30-35 человек. А совсем не 5-6, как он привык видеть на «развивалках». И учитель, как бы он ни старался, не может индивидуально с каждым ребенком работать весь день. А задача ребенка — услышать учительницу, понять ее задание и выполнить.

Очень часто встречаю детей, которые просто чисто по объективным причинам  не способны принять темп школьной жизни (соматически ослабленные дети с задержками развития, слабым типом нервной системы). Причина — неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей. И работа с такими детьми начинается с полного всестороннего обследования, выявления причин и составление программы помощи. В большинстве  таких случаев, без помощи врачей не обходится.

В моей практике, начиная с октября,  начинают приходить дети, которые неспособны  произвольно управлять своим поведением. Сентябрь они еще «держатся» приглядываются, выявляют сильные и слабые стороны учителя. Немного опасаются. И учитель благосклонно относится к некоторым выходкам учеников, давая время на адаптацию. А когда учебный процесс уже в самом разгаре, вот тут и возникают претензии к родителям по поводу неправильного воспитания в семье (отсутствие внешних норм, ограничений). Такие дети, как правило не соблюдают правил поведения, во время урока свободно перемещаются по кабинету, могут даже пытаться выйти к маме. Бывает, что под партой играют в игрушки или кушают свой любимый бутерброд, который бережно положила заботливая мама. «Я устал,» — говорят они. «Хочу домой». Может последовать истерика, если в семье привычно выполняются все желания ребенка. А если весь мир крутится вокруг одного чада в семье, то для таких детей является трагедией, когда учитель не каждый раз обращает внимание на «Поднятую руку». Учитель видит всех, и  старается спросить каждого ученика, но 30 сразу одновременно невозможно. И вот тут опять часто возникают слезы: «Почему меня первым не спросили?» И хорошо, если только слезы, а то часто концерты начинаются! А мамы бегут с претензиями, что ее ребенка игнорируют, не замечают.

Индивидуальные программы работы

Нередко, в следствии недостаточного интеллектуального и психомоторного развития ребенка, отсутствия помощи и внимания со стороны родителей и учителя, у ребенка возникают проблемы с усвоением учебного материала. И в этом случае, без помощи взрослых не обойтись. В большинстве случаев это команда  специалистов: педиатры, психологи, неврологи, нейропсихологи, часто психиатры.

Конечно, вы уже поняли, что такие проблемы касаются и детей, которые посещали детский сад, нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психосоматические заболевания, повышенный уровень тревожности. Главная причина школьной дезадаптации у младших школьников в основном связана с особенностями семейного воспитания.

Подобного типа нарушения мы и выявляем в процессе консультирования ребенка. В зависимости от формы дезадаптации ребенку и родителям предлагаются коррекционные мероприятия: специальные беседы, работа с семьей, индивидуальные или групповые занятия для детей.

Очень хочется обратиться к родителям учеников, особенно младших классов! Ваша помощь, любовь, внимание и забота очень нужны! Но, если вы понимаете, что есть трудности, с которыми вам тяжело справиться, не ждите, что все рассосется. Обратитесь за помощью к специалистам. Иногда бывает достаточно беседы, чтобы развеять сомнения, а иногда требуется начать активную работу .

Пономарева Т.В. — психолог медицинского центра Здоровый ребенок

Автор статьи Пономарева Татьяна Викторовна — психолог. Ведущая групп общения. Сертифицированный специалист по работе с детьми раннего возраста и семьями. Выпускник программы «Метод SAND-ART» под рук. Никитиной Ольги («Иматон»,СПб). Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях (детский сад, центр развития) и в медицине (ООО «Здоровый ребенок»). Ведущая групп развития эмоционального интеллекта у младших школьников. Руководитель психологической арт-студии «Фантазеры». Ведущая тренингов родительской эффективности. Ведущий специалист центра по работе с детьми раннего возраста, ведущая групп раннего развития «Здоровый малыш»  (мама и малыш с 1.5 до 3-х лет).
В своей работе использует методы гештальттерапии, арт-терапии, sand-art терапии, сказкотерпии и др.